Департамент стратегического развития

ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

   10 июня 1997 года в Казахстане был принят Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", который вступил в силу с 1 января 1998 года. Реформирована старая солидарная система и создан новый порядок индивидуальной капитализации вкладов. Впервые на постсоветском пространстве было внедрено обязательное пенсионное обеспечение. Жизнь доказала ее эффективность, однако назрели проблемы, вызванные экономической ситуацией. Автор видит решение проблемы не в объединении НПФ, а в осуществлении коренных реформ в оплате труда.

Анализ состояния дел

   Вначале отношение к данному Закону в обществе было неоднозначным. Однако жизнь показала успешность этого проекта. В определенной степени это связано с улучшением социальных показателей: рост средней заработной платы и реальных доходов, накоплений в депозитах, приобретение недвижимости, дорогих авто, поездки заграницу и др. За последние 6 лет почти в два раза вырос прожиточный минимум и минимальная зарплата (с 9 752 до 18 660 тенге).
   Вместе с тем, ежегодный рост ВВП Казахстана на 7-8%, который был в 1990-е годы, замедлился в 2012г. до 5% в связи с низким спросом на минеральное сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Кроме того, интенсивное продвижение программ и проектов, в т.ч. ГП ФИИР, «Занятость-2020», «Производительность-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020» и др., пока приводят к значительным расходам, они не могут окупиться в короткие сроки.
   Одновременно производятся большие траты на социальные программы, образование, здравоохранение, создание новейшей инфраструктуры. Этим в какой-то степени, была вызвана инициатива о повышения пенсионного возраста женщин. Анализ показывает, что в 2012 году доля лиц пенсионного возраста в стране составила 10%, и по прогнозу ежегодно будет увеличиваться.
   Сегодня из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3 млн. 800 тысяч, или 45%. Средние размеры пенсионных накоплений женщин на 25% ниже, чем у мужчин. Отставание размеров накоплений женщин связано с двумя причинами: первое - это меньший стаж участия в накопительной системе в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам, и более ранний выход на пенсию. Существуют также гендерные различия в оплате труда: зарплата женщин составляет от 60-70% уровня оплаты мужчин.
   В Казахстане 11 пенсионных фондов, включая государственный, в управлении которых на 1 января 2013 года - 3,188 трлн.тенге или $21,2 млрд.долл. (длинных денег). На государственный пенсионный фонд приходится 624,5 млрд. тенге или 19,6%, остальные - частные. НПФ в основном инвестируют в государственные бумаги с невысокой доходностью. Во всех фондах уровень инвестиционного дохода ниже уровня инфляции. Это отрицательный момент. Если ничего не менять, то будет сокращение пенсий. Этот фактор и является основным доводом о необходимости проведении пенсионной реформы.
   Сегодня из 8,5 млн. занятого населения лишь 41% отчисляют пенсионные взносы. Остальная масса населения живет иллюзиями, надеясь на солидарную пенсию из бюджета, что государство поможет им. Мы должны осознать, что солидарная система сворачивается, и в силу будет входить накопительная пенсионная система. Стоит задача не столько обеспечить прибыльность НПФ, сколько обеспечить сохранность этих накоплений.

Проблемы и упущенные возможности

   Государство предоставило свободу работодателям в области оплаты труда и сняло ограничения размеров заработной платы. Устанавливается только минимальная зарплата. В итоге такой практики за длительное время образовались перекосы в оплате труда, например, между работниками образования, здравоохранения, сельского хозяйства и работниками сферы финансов, национальных компаний.
   Кроме того, разница между минимальной и максимальной зарплатой, минимальной и средней зарплатой не уменьшается. Так, на начало 2012 года, согласно данным Агентства РК по статистике, соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых работников и средней заработной платы 10% наименее оплачиваемых работников составило 7,9 раза.
   Среднемесячную заработную плату от 15 001 до 45 000 тенге получали 34,4% работников, от 45 001 до 75 000 тенге – 31,1%, от 75 001 до 105 000 тенге – 16,2%, от 105 001 до 240 000 тенге – 14,8%, от 240 001 тенге и выше – 3,5%, то есть 81,7% граждан получали зарплату ниже средней.
   Эта ситуация порождает несколько проблем: расслоение казахстанского общества, отставание уровня жизни населения от роста ВВП, увеличение разрыва в уровне жизни граждан в разных регионах страны и разных социальных группах. В конечном счете, это тормозит внутренний потребительский рынок и вынуждает людей покупать дешевые и низкокачественные продукты и товары, не зря успешно расходится дешевый импорт.
   Нарушен провозглашенный основным законом страны принцип оплаты по труду. Оплата должна осуществляться в соответствии с квалификацией работника, условиями, в которых протекает трудовая деятельность, количеством и качеством труда. Квалифицированный труд перестал быть более высокооплачиваемым, как этого требуют закон и здравый смысл.
   Работники некоторых отраслей в течение продолжительного времени получают «серую» зарплату, которая не позволяет делать накопления, приобретать жилье, хороший отдых и др. Поэтому в будущем проблемой будет не только пенсия, но и отсутствие медицинского страхования, жилья, увеличение неполноценных семей.
   В большинстве случаев форма оплаты труда, размеры заработной платы, условия стимулирования отданы на откуп работодателя. Все это предусматривается коллективными договорами, трудовыми соглашениями. Вместе с тем, в условиях имеющейся безработицы (600 тыс.), достаточно большого числа самозанятых (2 млн. 720 тыс. чел.) и не очень высокой квалификации большинства работников, люди соглашаются на условия работодателя.
   Таким образом, существующая сегодня система оплаты труда не способствует созданию необходимых пенсионных накоплений. Кроме того, плоская шкала налогообложения (10% одинаковый подоходный налог) еще больше дифференцирует людей по доходам. Поэтому надо думать о пенсионном обеспечении людей с низкими заработками, повышать минимальную зарплату. Повышение пенсионного возраста не очень большая проблема по сравнению с этой. Кроме того, не более половины работающих охвачено пенсионной системой. Наши исследования по ЮКО выявили отсутствие пенсионных отчислений у большинства безработных и самозанятых.
   Следует расширить охват населения, безработных и самозанятых продуктивной занятостью, быстрее перейти на всеобщее декларирование доходов и расходов, что сделает прозрачным систему оплаты труда и увеличит поступления в пенсионный фонд. Необходимо существенное увеличение заработной платы бюджетников, значительный рост размера прожиточного минимума.

Предложения и перспективы

   Следует напомнить, что в свое время существовало Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»:
   «Список №1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».
   «Список №2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей
с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».
   В ряде стран СНГ, в том числе в Казахстане, эти списки не были переутверждены, есть только «Список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск». Как видно, нет раннего выхода на пенсию и прибавки к зарплате.
   Чтобы некоторые граждане на вредных, опасных и тяжелых работах могли выйти на пенсию раньше, должны быть достаточные накопления, а значит, им необходимо поднять зарплату. Поэтому, прежде всего, нужна тарифная реформа. Можно женщинам предоставить право уйти на пенсию по достижению 58-летнего возраста в случае, если размер пенсии в накопительной системе не менее установленного минимального ее размера. Целесообразно создавать социальные рабочие места для женщин в возрасте свыше 50 лет.
   Нами был произведен расчет пенсии женщины, родившейся в 1975 году, работающей в сфере образования со средним заработком 80 тыс.тенге и не имеющей стажа на 1 января 1998г. При выходе на пенсию в 2038 году пенсионные накопления составят около 3 млн.тенге, и если в месяц тратить 30 тыс.тенге (на прожиточный минимум около 18 тыс.тенге сегодня не следует рассчитывать, цены растут), то накоплений хватит на 8 лет или до 71 года, а средняя продолжительность жизни женщин уже сегодня 74 года, и она увеличивается. Сегодня уже ясно, что большинству работающего населения пенсионных накоплений не хватит после выхода на пенсию, т.к. согласно статистике, 82% получают зарплату ниже средней в Казахстане.
   Как известно, цель реформы пенсионной системы - развитие как солидарной, включая базовую пенсию, так и накопительной системы. Действующие НПФ сохранят собственные активы и смогут продолжать свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или стать добровольным пенсионным фондом. В настоящее время ведется работа по адаптации программно-технического комплекса ЕНПФ, развитию региональной сети обслуживания вкладчиков, приему архивной информации. Однако, не все так гладко. Реформа порождает множество вопросов:
   1. На сегодня в деталях не обнародован механизм передачи пенсионных активов. Если будут выявлены убытки, то НПФ должны будут их компенсировать за счет собственного капитала. На наш взгляд, НПФ до объединения должны очиститься от убытков, а доходы, которые на тот момент были, должны распределиться на вкладчиков и, возможно, работники фонда должны получить бонусы.
   2. При объединении в ЕНПФ не у дел окажутся 12 тыс. человек. Нет эффективных мер по трудоустройству высвобождаемых людей. В ЕПНФ административные расходы будут достаточно высокими, штаты раздутыми, а прозрачность доходов – слабой, т.к. создается монопольная структура. Вызывает сомнение персональный состав Совета по управлению пенсионными активами, там все те же представители властных структур.
   3. Объединение пенсионных фондов негативно отразится на финансовом рынке Казахстана. У нас финансовый рынок небольшой. Более того, он достаточно плотный и насыщенный кадрами, людей некуда деть. У клиентов ЕНПФ не будет свободы выбора из-за отсутствия конкуренции. Снизится ликвидность фондового рынка, так как НПФ были единственным крупным институциональным инвестором. Это также окажет негативное влияние на деятельность брокерских компаний.
   4. Есть угроза оттока капитала. Юридические и физические лица могут всячески избегать инвестирования через ЕНПФ. Негативным фактором также является невозможность влияния на инвестиционную политику ЕНПФ каждого отдельно взятого вкладчика, а также объединение фондов будет способствовать повышению и концентрации рисков. В будущем единому фонду было бы целесообразно разрешать кладчикам с достаточно крупными пенсионными накоплениями инвестировать высокодоходные и рисковые проекты.
   5. Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Нацбанком в соответствии с инвестиционной стратегией, утвержденной Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ. В мире неизвестна практика, когда Центральный банк управляет пенсионными фондами, а тем более активами, Нацбанк - регулятор коммерческих банков. Это слишком большое сосредоточение власти и государственная монополия в сфере финансов, это будет тормозить развитие финансового рынка.
   Необходимо ужесточить правила функционирования ЕНПФ, усилить регуляторские функции государства, сделать прозрачной деятельность фонда, обязать вкладывать средства только в отечественную экономику, желательно в длинные проекты, ведь деньги пенсионных фондов длинные (полный пенсионный период примерно 40 лет).

Нурашева Кулянда Кулбосыновна, доктор экономических наук, профессор, ЮКГУ им. М.Ауезова, г. Шымкент